ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 05RS0018-01-2024-004945-27 |
Дата поступления | 28.06.2024 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления → прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Абдулгамидова Айбике Чанакановна |
Дата рассмотрения | 22.08.2024 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 28.06.2024 | 14:24 | 30.06.2024 | ||||||
Передача материалов судье | 28.06.2024 | 16:39 | 30.06.2024 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 01.07.2024 | 09:36 | Административное исковое заявление принято к производству | 08.07.2024 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 01.07.2024 | 17:00 | 09.07.2024 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 09.07.2024 | 09:35 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 09.07.2024 | |||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 09.07.2024 | 18:54 | 11.07.2024 | ||||||
Судебное заседание | 25.07.2024 | 12:05 | Рассмотрение дела начато с начала | вступление в дело соистцов/соответчиков | 11.07.2024 | ||||
Судебное заседание | 22.08.2024 | 10:30 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 26.07.2024 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 26.08.2024 | 15:31 | 07.02.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 06.02.2025 | 17:35 | 07.02.2025 | ||||||
Дело оформлено | 06.02.2025 | 17:35 | 07.02.2025 | ||||||
Дело передано в архив | 12.02.2025 | 14:55 | 13.02.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Военный комиссариат г.Махачкалы РД | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Военный комиссариат РД | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Призывная комиссия г.Махачкалы | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Халилов Набиюла Магомед-Загитович |
УИД05RS0018-01-2024-004945-27
Дело №2а-3641\2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2024 г. г.Махачкала
Кировский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе председательствующей судьи Абдулгамидовой А.Ч., при секретаре судебного заседания Абдуллаевой Э.Б., с участием истца Халилова Н.М., представителя ответчика Военного комиссариата РД Карабекова К.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Халилова ФИО7 к призывной комиссии г.Махачкала, военному комиссариату г.Махачкалы РД о признании незаконным решения о выдаче справки взамен военного билета, обязании устранении нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
Халилов Н.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии г.Махачкала, военному комиссариату г.Махачкалы РД о признании незаконным решения о выдаче справки взамен военного билета, обязании устранении нарушения прав.
Согласно доводов иска, решением призывной комиссии г.Махачкала РД, он Халилов ФИО8 зачислен в запас Вооруженных силу РФ на основании п.п.7 ст.52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»(протокол № от 06.04.2024г.) с выдаче документа воинского учета «справки взамен воинского билета».
Вынесенное решение в отношении него считает незаконным, нарушающим и ограничивающим его права.
После завершения обучения в школе он поступил в Дагестанский политехнический колледж. После окончания колледжа постоянно проживает на территории г.Махачкала в период обучения в колледже в 2011 году он с курсом ходили в военный комиссариат на Озерной улице г.Махачкалы проходили медицинскую комиссию. Данные о месте учебы и проживания имелись в военном комиссариате, однако когда в апреле 2024 года он явился за получением документа воинского учета его дела не нашлось. В связи с тем, что ему уже 30 лет он полагал, что уже давно состоит в запасе ВС РФ и получении воинского билета является формальностью в связи с тем, что по повестке его никто не вызывал, розыскного материала нет, хотя он никогда не скрывался, однако решением призывной комиссии он зачислен в запас ВС РФ с выдачей справки взамен военного билета.
У административных ответчиком отсутствуют доказательства совершения им после 01 января 2014 года действий или бездействий, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных законом №53-ФЗ или свидетельствующих об уклонении его от призыва на военную службу, а также доказательства осуществления мероприятий по организации призыва на военную службу административным ответчиком в период с 1 января 2014 года до достижения им возраста 27 лет.
Просит суд с учетом уточненных требований решение призывной комиссии г.Махачкалы РД от 06.06.2024 г. признать незаконным, отменить его, обязать принять новое решение о зачислении его в запас с выдачей военного билета.
Истец Халилов Н.М. в судебном заседании поддержал требования, указанные в заявлении, просил его удовлетворить по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика Военного комиссариата Республики Дагестан действующий по доверенности Карабеков К.З., требования иска не признал, просил отказать в его удовлетворении, по основаниям, представленным в письменных возражения на иск.
Ответчик призывная комиссия г.Махачкалы, военный комиссариат г.Махачкалы РД, в судебное заседание не явились, суд рассмотрел дело в их отсутствие, согласно ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, так как явка сторон, не является обязательной и не признана таковой судом.
Согласно поступивших возражений, представителя Военного комиссариата РД по доверенности Карабекова К. следует, требования иска ответчик не признает, просит в его удовлетворении отказать, так как требования необоснованные, согласно административного иска и материалам личного дела Халилов Н.М. 06.06.2024 года зачислен в запас ВС РФ на основании п.п.7 п.1 ст.52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
так как Федеральным законом от 02 июля 2013 года №170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву», вступившего в силу с 01 января 2014 года внесена изменения в Закон статья 28 дополнено пунктом 1.1. К числу граждан РФ мужского пола достигших 27 летнего возраста не прошедшего военную служу по призыву на законных основаниях, перечислены граждане в пункте 1.1 ст.28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Халилов Н.М-Г. на воинском учете не состоял и не относится к перечисленным категориям в нем и с 1 января 2014 года такая категория граждан официально именуется «гражданами, не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований». При этом статус «гражданина не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований» перечисленные выше лица приобретают не автоматически а на основании специального заключения призывной комиссии, которое принимается по достижению указанными лицами возраста 27 лет при зачислении их в запас. При этом на основании указанного заключения призывной комиссии в документы воинского учета такого гражданина вносится запись о том, что он не проходил военную службу по призыву не имея на то законных оснований. Вынесение призывной комиссией заключения оформляется в письменном виде путем внесения соответствующей записи в протокол заседания призывной комиссии и учетно-алфавитную книгу призывников. При вынесении решения для призывной комиссии юридически значимым и подлежащим выяснению по делу обстоятельствами относится факт является ли административный истец лицом не проходившим службы и не имевшим освобождение от призыва либо отсрочки после 01 января 2014 г. при этом факт не прохождения военной службы без законных оснований до указанной даты правового значения не имеет. Также доводы истца о том, что военный комиссариат его не призывал повестки и других извещений он не получал правового значения по делу не имеет, поскольку для применения положений части 1.1 ст.28 Закона не требуется факта незаконного уклонения гражданина от прохождения военной службы а необходимо установление отсутствия оснований для прохождения военной службы по призыву, предусмотренных статьями 23 и 24 Закона.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является одной из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации и может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе": призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Согласно пункту 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", который вступил в силу с 1 января 2014 года, во взаимосвязи с пунктом 34 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2014 года N 465) заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносится призывной комиссией при зачислении гражданина в запас при условии, что он не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, и при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
1.1. При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 30 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 30 лет военную службу по призыву(за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 подпунктом «в» пункта 3 пунктом 4 статьи 23 и статьей 54 Федерального закона №53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе(муниципальном) (личное дело призывника, учтено-алфавитная книга), а для граждан не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов(муниципальных) выносит заключение о том. что гражданин не прошел военную службу по призыву не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится если гражданин не проходил военную службу не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял(обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу(пункт 24 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений)
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военнойслужбе» и иными нормативными правовыми актами РФ, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывников в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службы возлагается на начальника отдела(муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования на отдел(муниципальный) и соответствующие медицинские организации(пункт 18 Положения).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона №53-ФЗ, проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросам организации призыва граждан на военную службу посвящена статья 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»,
На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службы граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта РФ(руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара.
На мероприятия связанные с призывом на военную службу граждане вызываются повестками военного комиссариата(пункт 3 указанной статьи).
Согласно пункта 1 статьи 31 Федерального закона №53-ФЗ, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки. Повестки указанным гражданам направляются в письменной форме и дублируются в электронной форме. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.(пункт2)
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата в письменной форме под расписку. Повестки направляются военным комиссариатом указанным гражданам по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу места жительства или места пребывания либо вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями или другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций лично.
Согласно п.4 ст.31 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ в редакции действующей на март 2021 года, в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункта 34 Инструкции подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 02 октября 2007 №400, действующей до 01 января 2022 года, после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к настоящей Инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Из изложенного следует, что именно на военный комиссариат (иной) уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий направленных на организацию призыва на военную службу в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Согласно пункта 1 ст.10 ФЗ №53, в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:состоять на воинском учете в военном комиссариате в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову местной администрации соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющей первичный воинский учет; сообщить в письменной или электронной форме через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведения о переезде на новое место пребывания, не подтвержденные регистрацией, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию либо явиться в военный комиссариат в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий (при отсутствии уведомления от военного комиссариата об изменении сведений в автоматизированном режиме с учетом требований статьи 8.1 настоящего Федерального закона);
Согласно пункта 1 статьи 7 Федерального закона №53-ФЗ, в случае неявки гражданина в установленные настоящим Федеральным законом сроки в военный комиссариат (в том числе в установленные время и место по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет) без уважительных причин такой гражданин может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, законодательством установлена обязанность граждан подлежащих призыву на военную службу являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явится в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу отсутствует.
Согласно материалов дела, Халилов Н.М-З. 06.06.2024 года зачислен в запас ВС РФ на основании решения призывной комиссии ВК г.Махачкала как не прошедшего военную службу по призыву не имея на то законных оснований, признан ограниченно годным к военной службе «Б», с выдачей справки взамен военного билета.
Согласно доводов иска, не опровергнутых стороной ответчика, в 2011 году (по достижении 17 лет) Халилов Н.М-З. посещал военный комиссариат на Озерной улице г.Махачкалы, будучи студентом политехнического колледжа РД,
В апреле 2024 года, то есть по достижении 30-ти лет Халилов Н.М-З., сам явился в военный комиссариат г.Махачкалы для получения военного билета.
Доводы иска Халилова Н.М. о том, что данные о месте учебы и проживания имелись в военном комиссариате, по повестке его никто не вызывал, розыскного материала не заводилось, личного дела в военкомате на него не имеется, не опровергнуто административными ответчиками.
Поскольку из материалов дела следует, что Халилов Н.М. мероприятия по организации призыва на военную службу в юридически значимый период с 1 января 2014 года до достижения истцом возраста ни 27 лет, ни 30 лет не осуществлялось, повестки о необходимости явки в военный комиссариат не направлялись, а обязанность самостоятельно явиться в военкомат у заявителя отсутствовала, то он не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам.
Согласно пункту 54 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года, гражданин, подлежавший призыву на военную службу, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в случае, если военным комиссариатом такому гражданину не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Обстоятельств вручения Халилову Н.М. под расписку повесток для явки в военный комиссариат для участия в мероприятиях, связанных с призывом в период с 01.01.2014 год по 20 марта 2024 года, не установлено.
В отсутствие данных о вручении Халилову Н.М. в этот период времени повестки о явке в военный комиссариат оснований считать его уклоняющимся от прохождения военной службы по призыву не имеется.
Заключение о зачислении в запас по указанным выше основаниям выносится в отношении граждан, которые не проходили военную службу, не имея на то законных оснований, после 01 января 2014 года, и при этом состояли (обязаны были состоять) на воинском учете и подлежали призыву на военную службу.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение о зачислении в запас могло быть принятотолько при наличии в документах воинского учета истца Халилова Н.М-З. данных о неисполнении обязанности прохождения военной службы без законных на то оснований в период с 01 января 2014 года до достижения им 30 л. Халилов Н.М-З. 20 марта 2024 года достиг 30 летнего возраста.
С учетом изложенного, суд полагает, что поскольку материалы дела не содержат доказательств, указывающих, что в юридически значимый период истец каким-либо образом уклонялся от получения повесток, отказывался от явки в отдел военного комиссариата, либо иным образом препятствовал осуществлению его призыва на военную службу, равно как и сведений о том, что военный комиссариат в порядке, установленном пунктом 2 статьи 31 Федерального закона 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, обращался в соответствующие органы внутренних дел в целях установления местонахождения гражданина и обеспечении его прибытия на призывные мероприятия, суд считает возможным удовлетворить иск.
Доводы ответчика приведенные в обоснование возражений на иск необоснованные, не имеют юридическое значение для правильного разрешения административного спора, не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения призывной комиссии, доводы истца не опровергнуты.
Согласно абзаца 6 пункта 5 Постановления Конституционного суда РФ от 30 октября 2014 №26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики, соблюдение прав и законных интересов гражданина, признанного не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, обеспечивается возможностью оспорить заключение призывной комиссии в суде, который при рассмотрении его заявления в порядке главы 25 ГПК РФ обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе, как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным (постановления от 6 июня 1995 года N 7-П, от 28 октября 1999 года N 14-П, от 14 июля 2003 года N 12-П, от 12 июля 2007 года N 10-П и др.).
В этом смысле оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, и отражение ее результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки этих доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Таким образом, вопрос о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, должен решаться с учетом конкретных причин неисполнения воинской обязанности.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
руководствуясь статьями 175-180, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административный иск Халилова ФИО9-удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии Военного комиссариата г.Махачкала РД от 06.06.2024 года(протокол №6) а зачислении Халилова ФИО10 в запас как не прошедшего военную службу по призыву не имея на то законных оснований.
Обязать призывную комиссию Военного комиссариата г.Махачкалы РД устранить допущенное нарушением путем принятия решения о зачислении Халилова ФИО11 в запас как лица, не подлежащего призыву на военную службу в связи с достижением возраста 30 лет, выдав ему военный билет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, через Кировский районный суд г.Махачкала.
Судья А.Ч.Абдулгамидова
Решение в окончательной форме составлено 26 августа 2024 г.
