ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 05RS0018-01-2025-000612-44 |
Дата поступления | 30.01.2025 |
Категория дела | Об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (гл. 29 КАС РФ) → Дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы:об установлении административного надзора |
Судья | Абдулгамидова Айбике Чанакановна |
Дата рассмотрения | 25.02.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 30.01.2025 | 11:38 | 30.01.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 30.01.2025 | 17:22 | 31.01.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 30.01.2025 | 17:30 | Административное исковое заявление принято к производству | 01.02.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 30.01.2025 | 17:31 | 01.02.2025 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 13.02.2025 | 10:00 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 01.02.2025 | |||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 13.02.2025 | 18:04 | 01.02.2025 | ||||||
Судебное заседание | 25.02.2025 | 14:00 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО | 01.02.2025 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 25.02.2025 | 14:01 | 27.02.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 11.03.2025 | 11:53 | 11.03.2025 | ||||||
Дело оформлено | 11.03.2025 | 11:53 | 11.03.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Магомедов Ахмед Расулович | ||||||||
ПРОКУРОР | Прокурор Кировского района г.Махачкала | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | ФКУ ИК-2 УФСИН России по РД |
УИД05RS0018-01-2025-000612-44
Дело №2а-1077/2025
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2025 г. г.Махачкала
Кировский районный суд г.Махачкалы Республики Дагестан в составе председательствующей судьи Абдулгамидовой А.Ч., при секретаре судебного заседания Максумовой З.Н., с участием старшего помощника прокурора Кировского района г.Махачкалы Курамагомедова А.М., с извещением сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК- 2 УФСИН России по РД об установлении административного надзора в отношении Магомедова ФИО5, освобождаемого из мест лишения свободы,
установил:
ФКУ ИК- 2 УФСИН России по РД обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Магомедова А.Р., указывая, что последний отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-2 УФСИН России по РД, осужден за совершение особо тяжкого умышленного преступления, в отношении несовершеннолетнего лица по статьям 162 ч.2, 132 ч.3 п. «а,б», ч.3 ст.69 УК РФ к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока наказания 01.12.2020 год, конец срока наказания 02.08.2025 г.
Магомедов ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., прибыл в ФКУ ИК-2 УФСИН по РД 02.05.2021 году, осужден за совершение умышленного преступления против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетнего. За весь период отбывания наказания допустил 3 (три) нарушений установленного порядка отбывания наказания, за что привлекался к дисциплинарной ответственности. С 15.06.2021 года состоит на профилактическом учете как лицо склонное к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность.
Осужденный Магомедов ФИО7 характеризуется отрицательно.
Для предупреждения совершения осужденным Магомедовым А.Р. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, просит суд, в соответствии со ст.173.1 УИК РФ, административный надзор сроком до погашения судимости с установлением при административном надзоре, административных ограничений в виде:
запрещения пребывания в определенных местах; запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
ограничение в виде запрета посещения мест массового нахождения детей и образовательных учреждений, деятельность которых связана с воспитанием и обучением несовершеннолетних.
В судебное заседание стороны представитель истца ФКУ ИК-2 УФСИН России по РД, ответчик Магомедов А.Р., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились,
От ответчикаМагомедова А.Р. ходатайств о личном участии в рассмотрении дела не поступало и суд не признал обязательность участия ответчика.
Суд рассмотрел дело в отсутствие сторон, так как их явка по закону не является обязательной и не признана таковой судом, рассмотрение дела возможно по представленным письменным материалам, которые достаточны.
Согласно ч.1 ст.272 КАС РФ, в случаях признания необходимым обязательного участия в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений, также возлагает на исправительное учреждение или орган внутренних дел, которыми подано административное исковое заявление, обязанность обеспечить участие в судебном заседании этого лица.
Согласно ч.3, ч.4 ст. 272 КАС РФ, о времени и месте рассмотрения административного дела суд извещает лицо, в отношении которого решается вопрос, связанный с административным надзором, соответствующее исправительное учреждение или орган внутренних дел, а также прокурора.
Не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об установлении административного надзора неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора, а также надлежащим образом извещенного представителя соответствующего исправительного учреждения, если явка такого представителя будет признана судом обязательной.
Изучив письменные материалы дела, выслушав прокурора, полагавшего возможным иск удовлетворить, суд приходит к следующему:
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве; 3)умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
Согласно п.1 ч.2 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: 1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указан. в ч.2.1 настоящей статьи);
Согласно ч.2 ч.1 ст.5 ФЗ №64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания;
Согласно п.3 ч.3 ст.5 ФЗ №64-ФЗ, срок административного надзора исчисляется в отношении: лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения;
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом; административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом;
В соответствии с ч.2 вышеуказанного Закона, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч.2 ст.272 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросам, возникающих при рассмотрении судами дел, об административном надзоре, за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», следует, что для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности.
Административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора.
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи.
Согласно ч.2 ст.4 ФЗ № 64, обязательным является установление судом административного ограничения в виде: 1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
Согласно приговора Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа –Югры Тюменской области от20 октября 2020 года Магомедов ФИО8 признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 статьи 162 УК РФ, п. «а» ч.3 ст.132 УК РФ и ему назначено наказание по ч.2 ст.162 УК РФ в виде трех лет лишения свободы, по п. «а» ч.3 ст.132 УК РФ с применением статьи 64 УК РФ в виде пяти лет лишения свободы.
Зачтен Магомедову А.Р, отбытый срок за время содержания под стражей с момента задержания с 04 августа 2019 года до вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания лица под стражей за один день исправительной колонии строгого режима. Согласно приговора, Магомедов ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р.. родившегося в <адрес> РД, зарегистрирован в РД, <адрес>, проживающий в <адрес> <адрес>, со средним образованием, холостой, детей на иждивении не имеющего, не работающего, военнообязанного, ранее не судимый.
На основании ч.3 ст.69 УК РФ частично сложив назначенные наказания окончательно назначив Магомедову А.Р. наказание в виде шести лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колони строгого режима.
Согласно ч.1 ст.132 Уголовного кодекса РФ, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей).
Согласно вышеуказанного приговора суда, Магомедов А.Р. осужден по п. «а» части 3 ст.132 УК РФ, деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они: а) совершены в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней);
Согласно характеристике на осужденного Магомедова А.Р., справки о поощрениях и взыскания, следует, что он характеризуется отрицательно, за весь период отбывания наказания допускал нарушения УПОН, за что привлекался к дисциплинарной ответственности. Имеет три дисциплинарных взысканий, имеет действующие взыскания.
С 15.06.2021 года состоит на профилактическом учете как лицом склонное к посягательствам на половую свободы и половую неприкосновенность.
Мероприятия воспитательного характера и занятия по социально-правовым вопросам посещает по принуждению, делает не всегда положительные выводы, к работам по благоустройству территории относится посредственно, имеет средне специальное образование. В обращении с представителями администрации учреждения тактичен, на замечания реагирует адекватно. Социально-полезные связи не утратил, поддерживает отношения с родственниками. В школе подготовки осужденных к освобождению участия принимает. За время отбывания наказания в беседах индивидуально-воспитательного характера вину в совершенном преступлении не признает.
Согласно справки о поощрениях и взысканиях осужденного Магомедов А.Р., поощрений не имеет, имеет 3 взыскания, в виде выговора, ШИЗО-10 суток, в 2002 году, 2024 году, в 2025 году за нарушение формы одежды, опоздания на утреннюю проверку наличия осужденных.
имеет 6 дисциплинарных взысканий, за что привлекался к дисциплинарной
Согласно ч.8 ст.272 КАС РФ при установлении срока административного надзора за лицами, указанными в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре, суд не связан основаниями и доводами, изложенными в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел, и вправе определить срок в пределах, указанных в п.1 ч.1 ст. 5 Закона.(п.27).
Исходя из того обстоятельства, что Магомедов А.Р. осужден за совершение особо тяжкого преступления, против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего в отношении него подлежит установление административного надзора, сроком по погашения судимости.
Таким образом, установление надзора не ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств, условий, и привязан только к характеру совершенного преступления-половой свободы несовершеннолетнего, императивно.
С учетом относительно нейтральной характеристики Магомедова А.Р., длительного срока надзора до погашения судимости, суд считает возможным установить ему минимальную обязательную явку в ОВД по месту жительства один раз в месяц, и другие ограничения, с учетом совершенного им преступления.
Законодатель преследует цель исправления и предупреждения совершения осужденными нового преступления, в связи с чем с учетом характера совершенного преступления, личности Магомедова А.Р., суд считает возможным назначить и иные ограничения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в частности, в определениях от 22 марта 2012 года N 597-О-О, от 24 сентября 2012 года N 1739-О, от 22 ноября 2012 года N 2064-О, от 22 апреля 2014 года N 885-О, от 23 апреля 2015 года N 898-О, от 22 декабря 2015 года N 2876-О, от 19 июля 2016 года N 1675-О, административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом об административном надзоре временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Законом (пункт 1 статьи 1 Закона об административном надзоре), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2 Закона об административном надзоре), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Законом об административном надзоре оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2, 3), в частности административные ограничения в виде запрещения пребывания в определенных местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в таких мероприятиях, пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, выезда за установленные судом пределы территории, а также в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного для регистрации (часть 1 статьи 4), согласуется с нормой части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится.
Применяемые судом в отношении Магомедова А.Р. административные ограничения, а также срок административного надзора отвечают обстоятельствам и степени опасности совершенного им преступления и способствуют предупреждению совершения им иных преступлений и правонарушений и не свидетельствуют о нарушении его конституционных прав, поскольку временное ограничение прав и свобод определенной категории лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, установлено федеральным законом в целях защиты государственных и общественных интересов прав и согласуется с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. При этом вводимые законодателем ограничения обеспечивают достижение указанных целей и не являются чрезмерными.
Однако установление всех видов административных ограничений, с учетом избрания ряда обязательных и необходимых, и с учетом длительности срока надзора, суд считает нецелесообразным.
Согласно ст.6 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
руководствуясь статьями 175-180, 272-273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил :
Административный иск ФКУ ИК- 2 УФСИН России по РД - удовлетворить частично.
Магомедову ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., - установить административный надзор сроком погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания до погашения судимости, со следующими административными ограничениями в виде:
- обязательной явки один раз в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации ;
- запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятиях и участия в указанных мероприятиях;
- запрета посещения мест массового нахождения детей и образовательных учреждений, деятельность которых связана с воспитанием и обучением несовершеннолетних.
- запрета выезда за пределы Республики Дагестан.
Срок административного надзора в отношении Магомедова А.Р. исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания, или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в течение десяти дней с момента его вынесения, через районный суд.
Судья А.Ч.Абдулгамидова
Мотивированное решение составлено 25.02.2025 г.
